Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Интернет-технологии в образовании»

Формирование универсальных учебных действий в процессе практико-ориентированного обучения информатики

 

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования формирование универсальных учебных действий (УУД) и применение методов обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса. В условиях информатизации образования, одной из важнейших задач процесса обучения является организация такой деятельности учеников, в процессе которой они самостоятельно отбирают информацию из различных источников, анализируют, обрабатывают её и представляют результаты своей деятельности с помощью информационных и коммуникационных технологий. Поэтому одной из важнейших проблем, стоящих перед современной школой, является формирование умений универсальных действий в процессе практико-ориентированного обучения.

Значению практики в процессе обучения учащихся уделялось особое внимание на протяжении всей системы образования. Например, в России, еще в период Просвещения М.В. Ломоносов писал о необходимости включения в процесс обучения практики – опытной проверки результатов, практических занятий, наблюдений.

При этом одни авторы под целью практико-ориентированного обучения понимают освоение учащимися образовательной программы не в аудитории, а в реальном деле, формирование у учащихся компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время (В.Е. Волков, А.В. Князева) [1], другой автор (Т.Ю. Основина) к практико-ориентированному обучению относят построение учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении задач, то есть оптимального сочетания теории и практики [2]. Некоторые авторы (Ж.Ж. Ордабаева) практико-ориентированное обучение связывают с идей сотрудничества, установления доверительной атмосферы, создания условий для индивидуального развития учащихся [3].

Таким образом, практико-ориентированное обучение – это процесс освоения учащимися практических навыков, умений самостоятельной работы, формирование образовательных компетенций. Практико-ориентированный подход подразумевает технологию обучению, направленную на получение определенного результата в своей деятельности.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:

  • вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
  • основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
  • далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
  • в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Поэтому применение практико-ориентированного подхода для формирования УУД является целесообразным, т.к. формируются умения самостоятельной работы, активизируется познавательная деятельность учащихся при выполнении проектов, творческих заданий.

Практико-ориентированное обучение может применяться с первых дней преподавания информатики. Лабораторно-практические, практические занятия проводятся с использованием ПК и должны быть нацелены на индивидуальную, поисковую деятельность, где учащиеся не просто закрепляет основные теоретические знания по информатике, а учатся прогнозировать, планировать, анализировать ситуации, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность.

По окончанию изучения раздела по информатике учащиеся выполняют различные проекты, доклады используя информационные технологии, под руководством учителя. На данном этапе учащиеся знакомятся с практической значимостью применения информационных технологий, ставят задачи, ищут решения этих задач, выполняют документирование и готовят презентации для защиты. Во время занятий учитель может использовать проблемные лекции, лекции-визуализации и другие, при которых учащиеся активно включаются в работу.

Использование информационных технологий на протяжении всего обучения информатике, например, интерактивной доски, позволит повысить качество усвоения нового материала и при закреплении уже изученного, активизирует познавательную и самостоятельную деятельность учащихся. Активизация самостоятельной работы повысит качество обучения учащихся на следующем этапе получения профессионального образования.

Рассмотрим основные компоненты практико-ориентированного обучения в школе.

Из исследований Ю.К. Бабанского, В.К. Розова и К.Д. Ушинского [4] можно определить понятие учебная практика, как процесс, в ходе которого учащиеся овладевает знаниями, умениями, навыками. Практика в школе должна организовываться под четким планированием учителя, и включает разработку дидактических, наглядных материалов для проведения практических занятий, которые повышают эффективность усвоения полученных знаний на теоретических занятиях.

Практика является закреплением пройденного материала, поэтому учащийся должен выполнять большую часть практических занятий самостоятельно, также самостоятельно искать пути решения проблем, на которые они не знают ответа или способа их решения. Практическая деятельность  важна для активизации самостоятельной работы, так как в процессе практики происходит применение того объема материала, который изучался во время теоретических занятий. В начале изучения раздела по информатике самостоятельная работа будет пассивной, учитель помогает и направляет учащихся в нужном направлении. К концу изучения раздела самостоятельная работа учащихся приобретает активный характер, они стремятся активизировать свою самостоятельную работу, находить пути и методы решения возникшей проблемы.

Следующими компонентами практико-ориентированного обучения являются лекции, консультации и научно–исследовательская работа учащихся.

Лекции создают своеобразную основу для развития мышления. Применение лекций должно основываться на учете психофизиологических возможностей учащихся, их уровня образования, что позволит предотвратить негативные последствия чрезмерной перегрузки зрительного канала восприятия [5]. При проведении лекций необходимо использовать наглядные способы восприятия информации, такие как презентации, видеоролики.

Следует отметить, что практико-ориентированное обучение информатики предполагает, организацию образовательного процесса в рамках усиления тенденции использования активных методов обучения с применением средств ИКТ, направленных на актуализацию мышления учащихся. Активные методы обучения гарантируют высокую степень включенности учащихся в образовательный процесс, формирование универсальных учебных действий, формирование умений самостоятельной работы, формирование компетенций в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

 

Литература:

1. Волков, В.Е. Базовые предпосылки самоопределения в вузе [Текст] / В.Е. Волков, А.В. Князева // Модели инновационных вузов: сб. статей / под ред. А.А. Климова – М., 2005. – с.37-45

2. Основина, Т.Ю. Эффективность использования практико-ориентированных методов обучения при подготовке специалистов по социальной работе к управленческой деятельности [Текст] / Т.Ю. Основина // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2008. – №12.

3. Формирование мотивации учебной деятельности подростков в процессе организации практико-ориентированного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.rusnauka.com/11_EISN_2010/Pedagogica/63838.doc.htm

4. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. Том 5 [Текст] / Сост. С.Ф. Егоров.  – М. : Педагогика, 1990. – 528 с.

5. Фестиваль «Открытый урок». Методика обучения взрослых [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/51395



Источник: http://ito.infoznaika.ru/Conference.aspx
Категория: Методические материалы | Добавил: Olllechka (04.03.2020)
Просмотров: 41 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar